Казахстан, как и весь мир, второй год живет в режиме пандемии. Если в прошлом году большинство предприятий было вынуждено практически останавливать производство, то уже в текущем году бизнес адаптировался и ведет работу в плановом режиме с соблюдением всех необходимых санитарных норм. Казахстанские компании, несмотря на трудности, по-прежнему больше нуждаются в инвестиционном, а не антикризисном финансировании. О приоритетах и интересах международного института развития в Казахстане в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по Казахстану Агрис ПРЕЙМАНИС.
- Расскажите о работе ЕБРР в муниципальном секторе. Чем эта отрасль интересна крупному международному институту развития?
- Муниципальный сектор для нас чрезвычайно важный в Казахстане. Мы понимаем, что качество муниципальных сервисов в конечном итоге отражается на качестве жизни казахстанцев во всех регионах страны. Также мы хорошо понимаем, что сектор требует серьёзной модернизации и инвестиций. Немалая часть строилась очень давно и имеет высокий уровень изношенности. Это не просто формальный вопрос, он отражается на качестве жизни людей.
Мы занимаемся этим 10 лет и видим возможности и реальные результаты той работы, которую мы проделываем вместе с правительством и акиматами. Мы очень рады многолетнему пониманию и поддержке центральных и местных властей.
На данный момент мы уже профинансировали 26 проектов, это разные направления – транспорт, водо- и теплоснабжение, электричество. Очень радует, что это проекты по всей стране. Задействованы 11 городов, в том числе Актау, Актобе, Костанай, Кызылорда, Нур-Султан и другие. Общий бюджет проектов в муниципальном секторе, в которых мы участвовали за 10 лет, составляет 285 млрд тенге, из них кредиты ЕБРР - 206 млрд тенге, остальное вклады из госбюджетов, акимата и самих компаний.
Если говорить конкретно о проектах, то стоит рассказать о модернизации системы теплоснабжения в Костанае, которая была заложена в 1948 году и с того времени было не так много реконструкций. Мы начали проект в 2016 году, заём от ЕБРР составлял 3,7 млрд тенге, 1 млрд тенге предоставил Казахстан и 1,17 млрд тенге - местный акимат. В дополнение к кредиту ЕБРР предоставил грант на 730 тыс. евро. Это важная часть наших проектов, где мы не только выделяем кредиты, но и предоставляем гранты, которые используются на подготовку и внедрение проекта, получение альтернативных практик и так далее.
В результате реализации проекта увеличился отпуск энергии, снизились теплопотери, были внедрены приборы учета потребления, которые использует уже 90% потребителей, имеются серьезные улучшения по финансовым показателям.
Другой важный проект – это проект по трамваям в Павлодаре, который мы начали в 2015 году. Бюджет составил 3,9 млрд тенге, из них 2,5 млрд тенге от ЕБРР.
Когда мы начинали, в городе было 104 трамвая и только 9 из них еще не превышали срок эксплуатации в 18 лет. В результате город приобрел 23 новых энергоэффективных низкопольных трамваев. Я вместе с коллегами из акимата ездил в трамвае, его качество такое же, как в любом европейском городе. Также мы помогли с укладкой рельсов, что значительно снизило уровень шума в городе. На данный момент 40% из перевозок на рынке общественного транспорта производится на трамваях, которые работают в любую погоду, что немаловажно для такого северного города. Каждый день трамваем пользуются 42 тыс. пассажиров, в год – 15,5 млн пассажиров.
- Какая доля в вашем портфеле приходится на муниципальные проекты?
- Общий портфель у нас около $3 млрд, из них на муниципальные инвестиции приходится 12%. То, что мы выполнили уже 26 проектов, очень важно для нас. На этих проектах работает немалая часть нашей команды, потому что подготовка к ним обычно более емкая, чем с частными компаниями. Большой пласт работы проводится во время институциональной подготовки компаний и акиматов, особенно, если мы работаем с ними впервые – им нужно понять, как работать с международными организациями, кредитными средствами, какая нужна отчетность и аудирование. Это я считаю немаловажной частью позитивных результатов программы ЕБРР в муниципальном секторе. С одной стороны идет речь о получении качественных услуг, с другой стороны - через обучение взаимодействия с международным институтом улучшается понимание, финансовая грамотность на всех уровнях.
- Отойдем от муниципального сектора. В мае вы заключили соглашение с Yildirim Group о выделении $15 млн ТОО "Восход Ориэл" и ТОО "Восход Хром" в Актюбинской области на краткосрочную ликвидность. Это разовый случай или вы планируете выделять средства на обеспечение краткосрочной ликвидностью и другим предприятиям горнорудного сектора? Насколько остро стоит вопрос об обеспечении краткосрочной ликвидностью таких предприятий?
- Yildirim Group - наш долгосрочный клиент в Казахстане, у нас с ними многолетнее успешное сотрудничество. Озвученный вами проект появился для поддержки работы компании, мы его быстро реализовали в контексте наших антикризисных программ. С Yildirim Group и остальными добывающими предприятиями других планов не прорабатывается.
- От других предприятий поступали запросы к ЕБРР о поддержке в обеспечении краткосрочной ликвидностью?
- В секторе добычи ничего конкретно не прорабатывалось. Обычно такие проекты делаются с существующими клиентами. Если говорить о планах на этот год, я бы сказал, что по оборотным средствам спрос был сравнительно низкий в сравнении с другими странами. Мы видели, что происходит во многих странах, подготовились к этому и с начала кризиса создали механизм, позволяющий нам более оперативно выдавать средства - вместо полугода одобрения мы можем выдать деньги за два месяца, а то и быстрее. Но по сравнению с другими странами в Казахстане спрос на антикризисную помощь был не очень высокий и во время кризиса, и сейчас. Несколько проектов отрабатываем, но это не главная часть того, что мы делаем в стране. Все-таки большинство запланированных на 2021 год проектов инвестиционные - по строительству и расширению предприятий. Такая вот интересная динамика в Казахстане по сравнению с другими странами.
- В прошлом году во время пандемии ЕБРР в общей сложности выделил $925 млн на поддержку экономики Казахстана. Планируется ли в 2021 году аналогичная помощь?
- Хотелось бы уточнить, что в эти $925 млн входят синдицированные займы. В прошлом году самым крупным проектом был БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автодорога – ИФ-К), уникальный проект для Казахстана и Средней Азии. Если посмотреть на большинство прошлогодних проектов, они в основном инвестиционные, не антикризисные. В этом году динамика примерно такая же, наши приоритеты по секторам остаются, они отражают конъюнктуру экономики Казахстана. Большинство инвестиций пойдут в сферу инфраструктуры и энергетики, очень сильно выражена "зеленая" тема: аэропорт, дороги, ВИЭ (возобновляемые источники энергии), муниципальные проекты. В то же время мы не забываем про малый и средний бизнес (МСБ), это работа через банки второго уровня. Ряд проектов планируется с "Банком ЦентрКредит", где мы даем деньги МСБ и на развитие программы "Женщины в бизнесе". Мы также добавили очень интересную программу, где мы выделяем средства банку для выдачи кредитов МСБ на "зеленые" цели. Я очень горжусь этой новой программой, мы ее планируем в этом году расширить.
- Расскажите про реализацию проекта, где выделяются $80 млн на экологические цели для Атырауского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). Планируются ли аналогичные экопроекты в западном регионе, например, по аналогии с модернизацией водовода Астрахань – Мангышлак?
- Я считаю, что проект, о котором мы договорились, существенно изменит качество жизни и экологии в регионе. Это новые очистные сооружения, парники. Думаю, в ближайшее время население города почувствует разницу. В Атырауской области есть ряд финансируемых нами проектов, например, дорога Атырау – Астрахань, объездная дорога вокруг Атырау, ведется плотная работа с МСБ в регионе. Но это первый значимый для нас экологический проект. Хотя пока нет хороших проектов в стадии проработки, я уверен, что на базе этого проекта с АНПЗ мы в ближайший год-два расширим работу по экологическим проектам в регионе.
- По поводу алматинского аэропорта, в декабре 2020 года сообщалось, что совет директоров ЕБРР одобрил финансирование на $229 млн. На какой стадии реализации данный проект?
- Самое главное, что проект, я уверен, состоится. Мы на последних стадиях согласования. Летом этого года намечается финальное подписание и выдача средств - уже чисто технический вопрос. По мере реконструкции и строительства нового терминала, будут выделяться средства. Я очень рад, что проект продвигается. По финальным деталям проекта дорабатывается и проект пока в той же конфигурации, как и планировалось.
- Обращались ли к вам с предложением принять участие в финансировании второго этапа строительства магистрального газопровода "Сарыарка"? Насколько для вас привлекательно направление газификации?
- Тема газификации для нас интересна. Ввиду изменения общей позиции многих развитых стран насчет газа и возможности финансирования таких проектов для нас становится труднее финансировать эту отрасль, но возможность пока остается. Мы продолжаем вести обсуждение с министерством энергетики по "Сарыарке" и также по ТЭЦ-2 в Алматы и другим проектам газификации в других регионах. Конечно, продолжаем работать с "КазТрансГазом", но пока говорить о конкретных проектах, которые в стадии проработки, ещё рано.
- Спасибо за интервью!
Август, 2021
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна