Казахстанские предприятия продолжают активно осваивать международные онлайн-платформы для продажи своей продукции. Так, например, с начала 2019 года по настоящее время на Alibaba.com отечественными товарами торгуют около 100 компаний. В перспективе доступ к интернет-платформе могут получить еще 50 предприятий. Каким требованиям необходимо соответствовать казахстанским компаниям, чтобы продавать свою продукцию на Alibaba, в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала вице-министр торговли и интеграции Казахстана Асель ЖАНАСОВА.
- В Казахстане была запущена программа "Школа интернет-экспортера". Сколько предприятий прошли обучение и сейчас представлены на международных торговых площадках?
- Если говорить только о выпускниках "Школы интернет-экспортера", то в рамках поддержки министерства торговли и интеграции в прошлом году было отобрано 50 компаний, в текущем – еще столько же. Всем им предоставлен доступ на международную платформу Alibaba.com в качестве "Золотого поставщика". Из прошлогодних выпускников 48 компаний уже торгуют на Alibaba, еще две находятся на стадии заполнения профиля – они затянули с предоставлением необходимых документов. Мы планируем, что до конца года все 100 казахстанских компаний будут представлены на интернет-платформе Alibaba.com.
Все компании, которые участвуют в проекте по выведению на интернет-площадки, специализируются на производстве и поставках несырьевых товаров. Пока, в основном, это представители пищевой и легкой промышленности.
- На какую сумму были уже заключены экспортные контракты с казахстанскими поставщиками?
- Пока, на наш взгляд, еще рановато ждать большие цифры. В этом году компании только-только создали свои магазины – профили – и начали торговлю. Но все-таки результаты уже есть. На сегодняшний день заключены соглашения на реализацию продукции на 7,114 млрд тенге или $16,399 млн. Казахстанские компании получили более 500 запросов на товары. Странами, которые направили большинство запросов, являются Китай, Германия, Марокко, Саудовская Аравия, Узбекистан, Киргизия, Украина и другие.
В следующем году министерство торговли продолжит работу по продвижению наших компаний на международные маркетплейсы. Планируем до конца следующего года вывести на Alibaba еще полсотни компаний. Увеличение количества казахстанских продавцов на платформе даст возможность создать национальный павильон с отечественными товарами на платформе. А это значительно увеличит узнаваемость продукции и увеличит объем продаж.
- Насколько трудно попасть казахстанскому товаропроизводителю на площадку Alibaba и каким требованиям необходимо соответствовать? Что дает "золотой статус" поставщику?
- Alibaba.com – лидирующая международная площадка для оптовых закупок, которая обслуживает более чем 160 млн покупателей и поставщиков в 190 странах мира. Суммарный оборот и динамика развития Alibaba.com являются рекордными для глобального маркетплейса, так как на интернет-площадку поступают 278 млн заказов в день на сумму более чем $2 млрд.
Статус "Золотой поставщик" на площадке Alibaba обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса и максимального увеличения узнаваемости.
В принципе, любая компания, которая соответствует требованиям Alibaba и готовая заплатить за "золотой" статус, может им обладать.
Что же касается нашего отбора, то утверждены специальные правила, где сформулированы критерии, которым должны соответствовать наши товаропроизводители и торговые компании, чтобы участвовать в конкурсе за право присвоения статус "Золотой поставщик".
Во-первых, эти компании должны иметь историю, иметь сертификат СТ-KZ и работать в приоритетных отраслях: переработка кожи и меха, производство обуви, галантереи, текстиля, пищевая отрасль и так далее. Полный перечень можно посмотреть на специальном портале для экспортеров export.gov.kz.
Во-вторых, претендент не должен иметь налоговую задолженность и должен обладать экспортными возможностями. То есть производить достаточное количество продукции для возможных поставок. И очень важный момент: компания должна иметь официальный сайт и оцифрованный каталог продукции на английском языке.
- Какие казахстанские товары представлены на данной площадке?
- Что касается представленных товаров, то на площадке торгуются более 4 тыс. видов продукции из Казахстана. Среди них макаронные изделия, мука, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежда, товары для детей, мебель и многое другое.
- Представлены ли казахстанские экспортеры на международных платформах Shopify, Wildberries, Ozon, Amazon и других. Расскажите о планах подробнее.
- В августе прошлого года между министерством торговли и интеграции Казахстана и Wildberries было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве по вопросам развития электронной торговли и внешнеэкономической деятельности казахстанских экспортеров. Это дало старт активизации торговли на маркетплейсе казахстанских компаний. На сегодня 21 казахстанская компания реализует 594 вида товара на платформе "Wildberries".
На Shopify, Ozon, Amazon казахстанские экспортеры пока не представлены. Но мы ведем активную работу по установлению взаимовыгодного сотрудничества со многими международными торговыми платформами для продвижения казахстанских товаров зарубеж.
- По-Вашему, какие отечественные товары могут пользоваться наибольшим спросом на международных площадках?
- Как показал опыт присутствия на Alibaba, запросы в основном приходятся на такие продовольственные товары как мед, крупы, мясо, масло и так далее. В текущем году для присуждения аккаунтов со статусом "Золотой поставщик" мы выбрали приоритетными видами деятельности несырьевые товары, товары сельского хозяйства, особенно картофель, лук, овощи, фрукты, корнеплоды, семена, луковицы, масло, рапс, бобовые, мясо, также горюче-смазочные материалы, игрушки, особенно деревянные и развивающие, электроника.
- Как известно, со второй половины сентября в комитет по защите прав потребителей Минторговли поступили десятки жалоб граждан в отношении интернет-магазина Wildberries. Вернули ли казахстанцам все средства и сколько всего граждан ожидают возврата денег?
- Да, с начала сентября текущего года в комитет поступило 190 жалоб по вопросу невозврата средств интернет-магазином Wildberries на общую сумму 7 млн тенге. Уже возвращены около 6,6 млн тенге 168 потребителям.
На сегодняшний день ситуация стабилизировалась, возврат средств потребителям производится. По 18 потребителям, сумма возврата которых составляет 434 тыс. тенге, работа продолжается.
- Спасибо за интервью!
Декабрь, 2020
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна