Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета в этом году впервые провел оценку нового трехлетнего бюджета и выявил риски, влияющие на факторы экономического роста. Также Счетный комитет в нынешнем году провел аудит в регионах и выявил ряд системных недостатков. Об этих проблемах и их решении, а также о смене ориентиров Счетного комитета в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан» рассказал председатель ведомства Нурмухамбет АБДИБЕКОВ.
- Насколько велики риски республиканского бюджета на 2018-2020 годы?
- В текущем году мы впервые провели оценку проекта закона "О республиканском бюджете на 2018 - 2020 годы" по основным направлениям его расходов и отметили неучтённые при формировании бюджета риски, влияющие на факторы экономического роста и сценарии развития экономики страны.
Бюджетное планирование преобладает над стратегическим из-за того, что проекты стратегических планов, бюджетных программ и заявок на рассмотрение и утверждение вносятся параллельно по срокам.
Для устранения этой несбалансированности нужно чётче разграничить этапы планирования проектов стратегических планов и рассмотрения бюджетных заявок.
Недостатки бюджетного процесса могут повлиять на формирование объёмов расходов на реализацию проектов и программных документов, преемственность и последовательность принимаемых решений.
Планирование расходов основано на прогнозах доходной части бюджета, при этом, мы считаем, что не в полной мере учитывались потенциалы регионов.
- Счетный комитет предложил меры для снижения рисков?
- Да, мы выработали нормативно-методологические и организационные рекомендации. Их реализация позволит лучше обеспечить полноту и достоверность информации о состоянии государственных финансов, их прогнозировании.
К примеру, мы рекомендовали правительству регламентировать в программных документах более чёткие критерии отнесения проектов к особо важным и требующим оперативной реализации. Также рекомендовано подкреплять инвестиционные расходы конкретным перечнем проектов в разрезе регионов и программ, исключить практику финансирования проектов с недостающей проектной документацией на отлагательных условиях.
В целом же, бюджет ориентирован на выполнение задач программных документов в среднесрочном периоде, но выявлены резервы повышения качества бюджетного планирования, достижения максимального экономического эффекта от вложенных ресурсов. Отмечу, что значительная часть наших рекомендаций была учтена правительством в рамках декабрьских изменений, внесенных в Бюджетный кодекс.
При утверждении бюджета заложены показатели цены на нефть $45 за баррель и курса 340 тенге/$1 как базовый сценарий для дальнейшего планирования и прогнозирования деятельности государства и субъектов предпринимательства.
В мировой практике страны, ориентированные на экспорт сырья, в условиях высокой волатильности цен, закладывают в бюджет цены ниже рыночных для исключения рисков недопоступления в бюджет и недопущения секвестра расходной части бюджета при его исполнении. Поэтому республиканский бюджет рассчитан на оптимальных показателях базового сценария развития экономики.
Предварительно оценивая проект бюджета, мы обратили внимание на отсутствие анализа последствий оптимистического и пессимистического экономических сценариев для государственных финансов Казахстана. Мы рекомендовали правительству анализировать макропоказатели и бюджетные параметры по всем сценариям, с введением мониторинга достижимости прогнозируемых параметров с целью выявления негативных тенденций социально-экономического развития страны.
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет сокращён до 2 трлн тенге к 2020 году, что полностью корреспондируется с Концепцией формирования и использования средств Нацфонда.
Счетный комитет предложил для сохранения положительной динамики принять меры по недопущению увеличения нефтяного и ненефтяного дефицитов, а также трансфертов из Нацфонда в ходе уточнения республиканского бюджета при запланированном их снижении в соответствующих законах о республиканском бюджете.
- Что дает Казахстану переход Счетного комитета от контрольно-надзорных к аудиторским функциям? Обязательное получение сертификата аудитора изменит ситуацию на рынке аудита?
- Переход к госаудиту сменил ориентиры - от констатации нарушений к анализу причин слабой бюджетной дисциплины. Это позволит смотреть на контрольные органы не как на карательный инструмент, а видеть в них в каком-то смысле партнёров, преследующих одну цель – предотвратить неэффективное и необоснованное использование средств и повысить качество достижения стратегических целей.
По итогам аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий Счетный комитет вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства, оптимизации процессов управления и организации деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора.
Деятельность Счетного комитета и ревизионных комиссий регионов переориентирована с текущего операционного контроля на экспертно-аналитические мероприятия и аудит эффективности.
Объекты аудита выбираются с помощью системы управления рисками. Так, органы госаудита точечно прослеживают направления, где высока вероятность принятия необоснованных с правовой и экономической точки зрения решений, предупреждая возможные негативные последствия.
С 2016 года государственные аудиторы сертифицируются. На 25 декабря 2017 года сертифицировано 1366 государственных аудиторов. Кроме того, 58 работников Счетного комитета, ревизионных комиссий, министерств национальной экономики и финансов получили сертификаты о присвоении международной квалификации CIPFA Public Auditor.
Ответственность администраторов бюджетных программ за несоблюдение требований законодательства сохраняется. У органов госаудита имеются рычаги воздействия на нарушителей бюджетной дисциплины - возбуждение административного производства, предъявление иска в суд, направление материалов с признаками уголовных правонарушений в правоохранительные органы.
- А что происходит с региональными (областными) финансами? В Казахстане есть регионы – должники перед государством или банками второго уровня? Насколько качественно регионы планируют свои займы?
- Аудит использования средств местного бюджета входит в компетенцию ревизионных комиссий. Счетный комитет аудирует использование трансфертов из республиканского бюджета, выделяемых регионам.
В этом году мы охватили аудитом пять областей и выявили ряд системных недостатков, присущих всем регионам. Нет должного взаимодействия с центральными государственными органами, преемственности в ранее принятых решениях по реализации инвестиционных проектов, их софинансирования из местного бюджета, не достаточны усилия по поиску дополнительных источников развития регионов, в том числе через инструменты государственно-частного партнёрства.
- Какова схема циркуляции денег между центром и регионами? Какой процент доходов регионы сегодня направляют в центр? Насколько регионы финансово самостоятельны?
- В отчете Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год проведен анализ эффективности использования регионами бюджетных средств.
Бюджетные изъятия в республиканский бюджет осуществляются из 4-х регионов (г.Астана, г. Алматы, Атырауская и Мангистауская области). Прирост изъятий по Астане составил 130,9%, Мангистауской области – 53,7%, Атырауской области – 20,6%, Алматы – 16,8%.
Растет доля трансфертов в доходах местных бюджетов. По итогам 2016 года по сравнению с 2015 годом она увеличилась на 2,3% и составила в среднем 56,6%.
Говорить о сложившейся ситуации за 2017 год пока рано, но динамика прошлых лет свидетельствует о сохранении тенденции зависимости доходов регионов от республиканских трансфертов.
Поэтому, на наш взгляд, регионам необходимо эффективнее использовать имеющийся потенциал формирования доходной части местных бюджетов, в том числе за счет повышения эффективности налогового администрирования и инвестиционной привлекательности.
- Роста расходов на здравоохранение, образование, инфраструктуру в 2018 году снова не будет? Оптимальна ли, по-вашему, структура расходов бюджета?
- Структура бюджета определяется складывающейся социально-экономической ситуацией. Кроме того, парламент обсуждает проект и принимает бюджет в оптимальных параметрах, в том числе по структуре расходов.
Обязательства государства перед гражданами, в том числе в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении, не сокращены, а имеют тенденцию к росту.
Уменьшение финансирования по отдельным направлениям, как правило, связано либо с завершением реализации крупных проектов, либо с изысканием дополнительных источников их финансирования, к примеру, через инструменты государственно-частного партнёрства.
- Долгосрочная стратегия, которая могла бы способствовать выводу из тени самозанятых граждан, сейчас есть в Казахстане?
- Проблемой для экономики являются не самозанятые, а непродуктивно занятые. Эта проблема поставлена в Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы. Долю непродуктивно занятых в составе самостоятельно занятого населения предполагается снизить за 2017-2021 годы с 15% до 10%. Предполагается содействие занятости безработных и самозанятых путем создания социальных рабочих мест, финансируемого из республиканского и местных бюджетов.
Согласно статданным, наметилась тенденция снижения уровня непродуктивно занятых - с 2013 по 2016 год число непродуктивно занятых уменьшилось с 1,011 млн человек до 301 тыс. человек.
- Спасибо за интервью!
Декабрь, 2017
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна