Обновлено: 25.11.2024, 19:51 (АСТ)

Председатель сената парламента Республики Казахстан Касым-Жомарт ТОКАЕВ:
"СИЛЬНАЯ ООН - ГАРАНТИЯ ПРОЧНОГО МИРА"


24 октября ООН отпразднует 70-летний юбилей. В преддверии этого события спикер сената парламента Касым-Жомарт ТОКАЕВ в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" поделился своим мнением о роли Организации в разрешении современных международных угроз, об усилиях Казахстана в установлении мира в зонах конфликта.

- Касым-Жомарт Кемелевич, 24 октября Организация Объединенных Наций отмечает 70-летний юбилей. Вы более двух лет совмещали несколько высоких постов в ООН - заместителя генерального секретаря, генерального директора отделения ООН в Женеве, генерального секретаря конференции по разоружению. На Ваш взгляд, насколько сегодня организация способна справиться с актуальными международными угрозами? Как восприняло международное сообщество инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на юбилейной сессии Генассамблеи ООН по реформированию?

- ООН продолжает оставаться универсальной и безальтернативной международной организацией, отражающей волю всего мирового сообщества.  Имея в своих рядах 193 государства, ООН обладает уникальным мандатом деятельности, охватывающим вопросы безопасности, экономического и социального развития, защиты прав человека, охраны окружающей среды.

Президент Казахстана, выступая  на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи, подчеркнул, что благодаря ООН в мире не было глобальных войн, проблемы безопасности и развития с трудом, но все же находили решения.

Современный мировой порядок, конечно, далек от совершенства, мир раздирают противоречия, вызовы и застарелые проблемы. Но надо понимать, что без ООН мир был бы гораздо хуже, более опасен для жизни и благополучия человечества. ООН справедливо критикуют за излишнюю бюрократию, неповоротливость при урегулировании  экстренных ситуаций, к тому же в последние годы Совет Безопасности,  к сожалению, не в состоянии принимать решения, ведущие к урегулированию острейших проблем современности. И, тем не менее, ООН по-прежнему является организацией, на которую с большой надеждой обращают свои взоры миллионы людей  во многих странах.

В повестке дня ООН остаются проблемы урегулирования международных конфликтов, контроля над вооружениями, ядерного нераспространения, изменения глобального климата и ухудшения экологии, борьбы с бедностью и пандемиями, противодействия киберпреступности, наркотрафику, торговле людьми. Без ООН эти проблемы  никак не решить, потому что требуются масштабные международные действия.

С другой стороны, ООН - это мы: государства, народы, неправительственные организации и движения. Без нашего  активного вовлечения в процессы решения острых международных вопросов ООН сама по себе с ними не справится. Позиция стороннего наблюдателя здесь неуместна.

Поэтому Нурсултан Назарбаев, будучи одним из самых опытных политиков современности и имеющий несомненные заслуги перед мировым сообществом в деле ядерного разоружения, выступил в ООН с интересными, свежими и далеко идущими инициативами, направленными на снижение международной напряженности и улучшение благосостояния народов. Казахстанский лидер, можно сказать, заглянул за горизонт времени, предложил разработать в рамках ООН концепцию "Новое будущее" ("New Future"), приуроченную к 100-летию ООН. Здесь нет никакого прожектерства, это предложение продиктовано желанием сделать мир более безопасным для наших детей и внуков.

Исходя из этих соображений, Нурсултан Абишевич предложил также создать всемирную сеть противодействия международному терроризму. Эта угроза благополучию граждан практически всех стран выходит на первый план, с ней надо бороться сообща.

В условиях глобальной нестабильности крайне важно подтвердить верховенство международного права. И здесь роль ООН не может подвергаться сомнению. Поэтому глава государства с трибуны ООН предложил созвать представительную конференцию по международному праву.

ООН должна играть центральную роль в международных делах. Казахстан в лице его лидера, президента Назарбаева, вновь заявил об исключительной важности всемерной поддержки целей и задач ООН, соблюдения ее Устава, ведь именно ООН - гарантия прочного мира.

 

- Конфликт в Сирии продолжается уже несколько лет. По-Вашему, в чем кроются истоки кризиса, каким Вы видите его исход? Учитывая, что официальная Астана - сторонник мирного урегулирования сирийского конфликта, поддерживает ли Казахстан действия российских ВКС в Сирии, и какова роль военной операции РФ? Какой, по мнению нашего государства, должна быть Сирия после урегулирования конфликта?

- Сирийский узел противоречий складывался не один год. Затянувшийся конфликт имеет внутреннее, региональное, глобальное измерения. Сегодня в этой стране переплелись интересы целого ряда стран. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, открывая общие дебаты Генеральной Ассамблеи, выделил пять стран - США, Саудовскую Аравию, Россию, Иран и Турцию, от которых сегодня зависит урегулирование сирийского кризиса и будущее Сирии как государства. Будучи главой Женевского Отделения ООН, я занимался организацией первой международной конференции по Сирии "Женева-1", состоявшейся 30 июня 2012 года.  Итогом той встречи стало Женевское коммюнике "Группы действий по Сирии", этот документ является единственной институциональной договоренностью по сирийскому конфликту. Дальнейшие переговоры, двусторонние и многосторонние усилия не принесли результатов. Более того, за это время появился и развернул свою преступную деятельность крупнейший в истории террористический интернационал под названием "ДАИШ/ИГИЛ".

В этой ситуации нельзя не согласиться с мнением российского руководства, что с террористами, кроме армии Башара Асада и курдского ополчения, реально никто не боролся. Военная операция России проводится по просьбе законного правительства Сирии, на основе международного права. Поэтому есть основания считать, что эта акция против террористов в Сирии является своевременной и необходимой.

В то же время всем прикаспийским странам нужно позаботиться о том, чтобы в будущем сделать этот уникальный водоем морем дружбы и сотрудничества и не допустить его милитаризации.

Возвращаясь к Ближнему Востоку, нужно подчеркнуть, что крайне важно подавить терроризм, в противном случае будущего у Сирии как целостного государства не будет. Нужно помочь сирийскому народу выйти на путь мирного строительства. Эта страна, безусловно, нуждается и в политических, и в экономических реформах, но они могут начаться только после ликвидации террористической угрозы, при посредничестве и согласии ведущих держав. Сирия должна стать демократическим государством, в котором будут уважаться права и свободы человека, в том числе строго соблюдаться права национальных и религиозных меньшинств.

 

- Астана в этом году дважды приняла у себя переговоры представителей сирийской оппозиции, а в 2013 году в Казахстане были проведены два раунда переговоров по иранской ядерной программе. Как Вы считаете, помогут ли усилия нашей страны в решении международных конфликтов и не станут ли эти шаги лишь "пиаром" Казахстана, как утверждают некоторые скептики?

- Стабилизация обстановки в Сирии, урегулирование иранской ядерной проблемы – это вопросы, имеющие отношение к национальной безопасности  Казахстана. Мы заинтересованы в мире и стабильности вокруг наших границ, на достижение этой цели сориентирована казахстанская внешняя политика. Казахстан достиг заметных успехов на международной арене как государство, последовательно выступающее за ядерное разоружение, укрепление евроазиатской безопасности, взаимовыгодное сотрудничество со всеми  заинтересованными странами. В этом очевидная заслуга нашего лидера, который, разумеется, не нуждается в "пиаре", тем более по такому запутанному вопросу, как межсирийское урегулирование. Казахстан руководствуется единственным желанием помочь сирийскому народу обрести достойное будущее.

 

- Проблема религиозного экстремизма, активная деятельность так называемого "Исламского государства" ставит под угрозу международную безопасность. Какие меры необходимо принять мировому сообществу в борьбе с этим злом?

- Терроризм угрожает фундаментальным устоям международной безопасности. Через глобальные вербовочные сети в ряды радикалов вовлекаются молодые люди из многих государств мира. Псевдорелигиозная риторика служит оправданию чудовищных актов, шокирующих все человечество.

Необходимо консолидироваться против этого зла, и здесь свое слово должны сказать не только политики и военные, но и религиозные лидеры. Они должны призвать всех людей осудить злодеяния террористов, встать на защиту фундаментальных ценностей современной цивилизации.

Главный фактор нерешенности этой проблемы – разобщенность различных государств. Поэтому президент Казахстана предложил объединить усилия государств в противодействии международному терроризму и экстремизму. Речь идет не только о силовом противостоянии, но и  эффективной координации спецслужб с целью пресечения деятельности экстремистских группировок, совместной работе дипломатических ведомств для выработки общих документов в международных организациях, в первую очередь в ООН.

Очень важно изъять религиозный фактор из современных конфликтов,  что невозможно сделать без прямого вовлечения духовных лидеров.  Поэтому недавний Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане был посвящен диалогу политических и религиозных деятелей. На достижение этой цели направлена и инициатива президентов Казахстана и России о создании форума "Ислам против терроризма", высказанная на днях в Астане.

 

- Можете ли Вы отметить некий прогресс в решении украинского кризиса?

- На сегодня единственной платформой для прекращения  конфликта являются Минские договоренности, основанные на уважении суверенитета и территориальной целостности Украины. Несмотря на имеющиеся разногласия по выполнению Минских соглашений, можно говорить о стремлении сторон к продолжению диалога.

В последние недели поступает информация о том, что перемирие стало относительно устойчивым. Но отказ от вооруженных действий и отвод вооружений – это лишь первые шаги в урегулировании ситуации. Нужно выполнить Минские соглашения в полном объеме. Следует отметить, что глава нашего государства предпринял активные усилия, чтобы прекратить противостояние на Украине. По-сути, первая встреча в Минске состоялась по его инициативе.

 

- Давайте поговорим об интеграции в рамках СНГ. Со дня создания Евразийского экономического союза прошло уже более года, и сейчас намечаются конкретные шаги по сотрудничеству ЕАЭС с Европейским Союзом. На Ваш взгляд, что положительного для Казахстана даст этот интеграционный процесс, и на чем нужно сконцентрироваться в первую очередь?

- На сегодня все государства ЕАЭС испытывают сложности, связанные с экономическим кризисом. Снижение цен на сырье, девальвация валют, падение фондовых рынков – все это требует быстрого и квалифицированного  реагирования. На днях президент дал поручение правительству подготовить антикризисный план. Но любой кризис – это не только спад экономики и негативные последствия для общества, но и возможность осуществить структурные преобразования. Все мы должны извлечь уроки из этого кризиса, чтобы усилить нашу способность своевременно принимать эффективные меры для ограждения наших экономик от катаклизмов, а наших граждан – от трудностей и потрясений.

Для Казахстана Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером, далее следуют Россия и Китай, поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с ЕС при том понимании, что это будет выгодно как Казахстану, так и всем нашим партнерам по ЕАЭС.

Продвигая евразийскую экономическую интеграцию, мы не должны забывать о ее фундаментальных принципах: свободное передвижение товаров, капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий, углубление человеческих контактов. Успех этого мегапроекта целиком зависит от того, насколько продуктивно мы будем работать над его реализацией как на национальном уровне, так и в рамках Евразийской экономической комиссии. А работы очень много, ведь мы прошли только начальный этап становления ЕАЭС.

 

- На недавнем форуме "Евразийская экономическая перспектива" было много заявлений о необходимости наращивать взаимодействие с Китаем, о перспективах сопряжения ЕАЭС и "Экономического пояса Шелкового пути". Какие возможности откроются при реализации этих инициатив для Казахстана?

- Огромный потенциал китайского рынка и международные проекты Китая представляют большие перспективы для ЕАЭС. Китай сегодня предлагает миру такие возможности в сфере торговли и инвестиций, какие не может предоставить ни одна другая страна. Взять, к примеру, инициативу "Экономического пояса Шелкового пути", выдвинутую председателем Си Цзиньпинем два года назад в Астане. Китай активно развивает свои западные провинции и в этой связи еще больше заинтересован в укреплении торгово-экономических отношений с Центральной Азией и Россией. Нам же нужно принять участие в транзите товаров между Китаем и Западной Европой. Поэтому взаимодействие с КНР - это возможность модернизировать транспортно-коммуникационную инфраструктуру ЕАЭС и стать важным связующим звеном в торговле между Европой и Азией.

 

- В рамках поручений главы государства по реализации "Плана нации – 100 конкретных шагов" перед парламентом поставлена задача в оперативном порядке обеспечить реформы необходимой законодательной базой, принять несколько десятков новых законов. Как отразятся на казахстанцах претворяемые в жизнь данные законодательные инициативы?

- Пять институциональных реформ - не просто предвыборная платформа Елбасы, это комплексный план, который обеспечит новый рывок в развитии Казахстана на фоне серьезных потрясений в мировой экономике и политике.

Хотел бы напомнить, что аналогичную масштабную модернизацию законодательства страны президент осуществил в середине 1990-х годов, когда за короткое время издал пакет указов, имеющих силу закона и направленных на ускорение рыночных реформ. Именно тогда была либерализована экономика, обеспечена свобода и поддержка предпринимательства, получила динамичное развитие банковская система, привлечен крупный иностранный капитал.

Сегодня в приоритетах главы государства увеличить долю среднего класса, сбалансировать развитие регионов, искоренить коррупцию, создать новые рабочие места и укрепить единство нации. Без законодательного обеспечения невозможно гарантировать прочное лидерство нашей страны в реформах. Парламент Казахстана в тесном взаимодействии с правительством успешно справляется с данной масштабной задачей. Работа по реализации плана нации "100 шагов" ведется уже более полугода, мы планируем завершить законотворческий этап реформ к первой половине ноября.

 

- Спасибо за интервью!

 


Октябрь, 2015
© 2024 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Архив рубрики

Пресс-центр





Error message here!

Show Error message here!

Close